История «Океана»

То, что сегодня происходит с судостроительным заводом «Океан», с ходу не объяснить, не сделав соответствующий экскурс в историю вопроса. В качестве отправного пункта нашей истории следует, пожалуй, взять знаковый 2008 год — время окончательного ухода с украинского судостроительного рынка голландской компании Damen Shipyards, которая контролировала николаевское предприятие с 2000 года. Именно с этого момента вокруг «Океана» начала происходить цепь детективных событий, а вполне успешный в «голландский» период завод медленно, но уверенно скатывался в пике банкротства. Все это время от времени сопровождалось классическими криминальными разборками.

Итак, по-порядку…. В 2000 году Damen покупает 78% принадлежащих государству акций «Океана» на официальном конкурсе, организованном Фондом государственного имущества. Позднее, через стандартную для украинских корпоративных реалий процедуру увеличения уставного капитала доводит свою долю до 98,7%. Поначалу у голландцев все шло хорошо: предприятие строило корабли, а рабочие получали зарплаты… Однако со сменой власти в Украине в 2005 году и последовавшей за ней отменой правительством Тимошенко ряда принципиальных налоговых льгот для судостроения, Damen пересматривает свои перспективы в Украине. Положение усугубляется значительным ухудшением европейской судостроительной конъюнктуры – взгляды судовладельцев все чаще обращаются в сторону агрессивно позиционирующихся на рынке Китая и Кореи. Однако, в этот непростой час Damen неожиданно приходит помощь в лице партнера-инвестора норвежской компании Aker Yards (позже была переименована в Wadan Yards Group — Wygas). В 2006 году Damen и Aker создают управляющую компанию Okean В.V. (Голландия), на которую заводится мажоритарный пакет «Океана». Несмотря на то, что благодаря норвежцам компаньонам удается погасить задолженность по зарплате (свыше 70 млн грн), производственная ситуация на заводе кардинально не меняется и, наконец, Damen окончательно решает выйти из бизнеса, провидчески продав свою долю норвежцам аккурат в канун кризиса 2008 года. Оставшись один на один с глобальным ухудшением мировой экономической ситуации, норвежцы теперь уже сами искали спасительного инвестора. И он нашелся. Именно в этот момент на авансцену выходят структуры, которые сегодня в различного толка журналистских и околожурналистких материалах фигурируют под «псевдотаинственным» размытым определением «российские акционеры».

Так, в июле 2008 года люксембургская FLC-West Holding, за которой формально стояла могущественная в то время российская «Финансовая лизинговая компания» (ФЛК), приобретает 70% акций Aker Yards, а вместе с ней получает контроль над «Океаном» и еще двумя верфями в Германии. Бывшие топ-менеджеры ФЛК Андрей Бурлаков и Анна Эткина, судьбы которых мы коснемся далее, утверждали, что основную часть сделки оплатила компания Tamplestowe, представителем которой выступал член совета директоров «Газпрома» Игорь Юсуфов. Эткина утверждает, что Юсуфов попросил не афишировать его участия в проекте, ввести его представителя в совет директоров и согласовывать каждую операцию с его сыном Виталием. В итоге, по данным Эткиной, на момент покупки верфей собственниками FLC-West являлись Tamplestowe, подконтрольная Юсуфовым на 74%, кипрские офшоры Blakstead (25%) и ФЛК (1%).

Приход «российских инвесторов» прогнозируемо не произвел никакого эффекта для оздоровления ни немецких верфей, ни тем более николаевского судозавода. Еще бы — это действительно был непрофильный бизнес для семьи Юсуфовых, специализировавшейся преимущественно на энергетических направлениях. По всей вероятности, тут имело место банальное временное закрепление в реальной экономике нечистых излишек перегретого «газпромовского», а может и более прозаично — криминального капитала.

По официальной версии, в 2009 году Wadan Yards Group из-за финансовых проблем, непогашенных кредитов и нехватки заказов оказалось на грани банкротства — долги компании составляли около 100 млн долл. О судьбе верфей шел разговор даже во время встречи Ангелы Меркель и Дмитрия Медведева, которые решили подыскать «новый пул инвесторов». Таким инвестором стал … теперь уже сын Игоря Юсуфова Виталий Юсуфов, купивший две немецкий верфи за 40 млн евро. Однако Эткина и Бурлаков заявляли, что Юсуфовы контролировали верфи еще до их банкротства и «официальной покупки» предприятия в 2009 году.

Далее между Бурлаковым и старшим и младшим Юсуфовыми происходит размолвка, итогом которой стало возбуждение ряда уголовных дел против Бурлакова и наконец, покушение на него и Эткину в сентябре 2011 года, в результате которого бизнесмен погиб, а его гражданская жена Анна Эткина была тяжело ранена, но чудом осталась жива.

Тем временем в марте 2010 года незадолго до того, как норвежская Wadan Yards была окончательно объявлена банкротом, 98,74% акций николаевского завода «Океан» были переоформлены на компанию Blakur Company, а расчет за них был произведен векселем. Для понимания: долги «Океана» на сумму свыше 53 млн евро, которые были обеспечены залогом движимого и недвижимого имущества завода, были проданы Blakur Company всего за 200 долларов.

Blakur Company вскоре после завершения сделки и перепродажи активов объявила о своей ликвидации, а акции завода передавались по цепочке через ряд виргинских и панамских оффшоров, и в конечном итоге в апреле 2011 года оказались в собственности компании Olympus Investments (2001), менеджеры которой представляли интересы все той же семьи Юсуфовых. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что нынешний глава Наблюдательного совет Сергей Копылов также является сотрудником ЗАО «Новая строительная компания +» (Россия), которая владеет гостиницей «Будапешт» в Москве, подконтрольной Юсуфовым.

На фоне всех этих криминально-корпоративных кульбитов николаевский завод все глубже заходил в состояние производственного ступора, а действия менеджмента, точнее бездействия, говорили о том, что предприятие умышленно подводится к черте банкротства. Задолженность «Океана» в этот период превышала 800 млн грн, из которых 50 млн грн — заработная плата, реальных живых заказов практически не было… А тут еще в дело вступились областные власти в лице Николаевского губернатора, для которых лихорадящий «Океан» изрядно портил «экономическую картинку» региона. Поговаривают, что именно местные власти надавили на областное управление Пенсионного фонда, которое стало инициатором первого дела о банкротстве предприятия, возбужденного в 2011 году. Признав свою профнесостоятельность, менеджеры Юсуфова решили обратиться за помощью к компании «Смарт-Холдинг», надеясь, что опыт успешной «Смарт Мэритайм Групп» позволит оздоровить предприятие и загрузить его заказами, а в последующем рассчитыя на выгодную продажу «Смарту» этого «чемодана без ручек». И не ошиблись – предприятие действительно стало потихоньку оживать, получив часть заказов с Херсонского судостроительного завода.

Однако в дальнейшем дело приобрело новый и достаточно неприятный для нынешних «акционеров» предприятия поворот. В игру за право управлять «Океаном» вступил молодой украинский олигарх Константин Жеваго, который оформил контроль над остававшейся жить «на бумаге» голландской компанией Оkean B.V., а также привлек на свою сторону серьезного союзника, знающего все детали аферы изнутри – Анну Эткину, к тому времени уже иммигрировавшую в Израиль. В марте 2012 года Оkean B.V. и ее основной кредитор Logistic Solutions Limited (Британские Виргинские острова) подали в Нидерландах совместный судебный иск с целью оспорить правомерность операций с акциями и долгами завода. Позже к делу был привлечен Окружной суд Южного округа Нью-Йорка (США).

Понимая, что дело приобретает серьезный поворот, команда Юсуфова в июле 2012 года идет на повторное техническое банкротство предприятия. Характерно, что одним из основных кредиторов завода в рамках этого дела выступает связанная с нынешними «акционерами» компания Belmont Industries с признанными исковыми требованиями в размере свыше 625 млн грн. Инициировав дело о банкротстве, команда Копылова рассчитывала на получение временной передышки в схватке с Живаго, однако последний также не сидел без дела и продолжал педалировать ситуацию в международных судебных инстанциях. И его настойчивость была вознаграждена: директор оффшорных компаний Poizanter Holdings и Fradomna Investments, через которые по цепочке осуществлялся вывод долгов, а с ними и активов «Океана», под присягой в суде на Кипре сообщил, что эти компании не переуступали никому задолженности, а предоставленные Belmont Industries в украинском суде документы имеют различия в печати и имени лица, подписавшего их.

Зафиксированные в суде факты толкнули команду Копылова к более отчаянным действиям. Пакет акций завода перебрасывается на очередную кипрскую «оффшорку» Zonel Operation, а поняв, что и это достаточно слабый аргумент для поддержки зыбкой линии своей защиты группа Копылова через Belmont Industries инициирует введение ликвидационной процедуры «Океана», пытаясь хоть как-то зафиксировать свои притязания на предприятие (получив в качестве компенсации упомянутые 625 млн грн). Однако и здесь Жеваго удается переиграть московских «корабелов» — ликвидатором предприятия назначается Хайло. Этот юрист родом из Стаханова — города, который является регионом бизнес-присутствия все того же Константина Жеваго.

Не придумав ничего лучшего Копылов и К решает созвать 4 ноября текущего года внеочередное собрание акционеров. Забегая вперед, скажем, что оно не состоялось из-за отсутствия кворума, что засвидетельствовали представители НКЦБФР. И хотя перипетии этого недавнего события широко освещались в СМИ, на ряд моментов все же следует обратить внимание нашего читателя. Именно эти моменты свидетельствуют о том, что группа Копылова пыталась создать имитацию собрания. Во-первых, на регистрацию 15 тысяч (!) акционеров в повестке дня отводилось всего-навсего 20 минут. Вполне очевидно, что проведение регистрации такого числа акционеров в отведенный отрезок является «миссией невыполнимой». Во-вторых, перечень вопросов был подготовлен сознательно с нарушениями, например, содержал отчет ревизионной комиссии, которая на тот момент вообще не была сформирована. Кроме того, не был определен председатель и секретарь общего собрания, никто не подготовил для исполнительного органа проект решений по вопросам повестки дня. Оправдывать такой подход неграмотностью московских юристов? Возможно… Но кажется, что подоплека здесь была абсолютно другая – группе Копылова нужно было показать, что они являются единственными и якобы правомочными собственниками предприятия. Показать, прежде всего, международным судебным инстанциям, чтобы попытаться хоть как-то изменить настроения забугорной Фемиды в свою пользу.

При этом Копылов ни на секунду не задумывается о нелогичности своих действий. Сначала инициирует процедуру банкротства, затем пытается назначить собрание, которое к тому времени уже нелегитимно, потом срывает собрание, и в конце концов Копылов присылает уведомление руководству завода о решениях некоего собрания проведенного «на коленке», на котором якобы произошла смена персонального состава Наблюдательного совета. Такая горячность в действиях свидетельствует только об одном — сегодняшнее положение у «акционеров» мягко говоря незавидное.

Сегодня вокруг завода наблюдается новый виток противостояния. 1 августа группе Юсуфова удалось через областной хозяйственный суд продавить решение, которым служащих Госреестра обязали внести изменения данных по руководству предприятия, легитимизировав «удобного» человека Валерия Морозова — личность довольно известную в узких кругах николаевский корабелов. Нелегитимный Наблюдательный совет, сформированный фантомным собранием акционеров еще в ноябре 2013 года, назначил Морозова на должность Президента завода еще в мае текущего года. Сделать это позволило решение Высшего хозсуда Украины, который остановил ликвидационную процедуру и вернул процесс банкротства завода в стадию распоряжения имуществом. Теперь же группа пытается восстановить свой хотя бы кадровый контроль над предприятием. Более удобного момента не придумаешь. Взгляд государства и общественности прикован к ситуации на Востоке – как говорится, не до этого. А тем временем, этой попыткой втихую «отжать» уникальное предприятие, Украине наносится существенный экономический урон в тылу. И делается это отнюдь не для развития предприятия, а с целью погасить неугодного конкурента российским верфям (той же ОСК), которые ввиду экономических санкций вскоре вдвойне будут ощущать мировой кризис отрасли.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s